Финансовый консультант Расул Рысмамбетов считает, что перед регулятором стоял важный выбор: оставить базовую ставку на текущем уровне или поднять её. В условиях экономической неопределенности, связанной с инаугурацией Трампа, возможным повышением тарифов и инфляционными рисками, эксперт полагает, что наиболее оптимальным шагом было бы увеличение ставки на 0,25%.
— Я думаю, что Нацбанк стремится удержаться в рамках инфляционного коридора в этом году, пытаясь предсказать возможные экономические события, включая реформы и повышение коммунальных тарифов, которое уже произошло в январе. Поэтому все это нужно сдерживать, — подчеркнул Рысмамбетов.
Он также обсудил влияние роста тарифов на инфляцию и экономику в целом. Если рост тарифов, таких как на тепло и электричество, будет умеренным, это может способствовать повышению инвестиционной привлекательности, создавая стимулы для строительства новых объектов, таких как ТЭЦ или НПЗ, если цены на энергоносители будут ближе к рыночным. Однако, по его мнению, необходимо найти правильный баланс, чтобы не нанести ущерба населению.
— Нацбанк занял нейтральную позицию в данном случае, но дальнейшие решения будут зависеть от того, как будут развиваться события, — резюмировал он, добавив, что ясность можно ожидать на следующем заседании монетарной комиссии.
Экономист Аскар Кысыков рассказал, что базовая ставка, несмотря на свою роль в борьбе с инфляцией, не всегда оказывается эффективным инструментом. По его словам, с момента перехода на режим инфляционного таргетирования в 2015 году основным мандатом Национального банка стала стабильность цен. Однако на практике базовая ставка не всегда сдерживает инфляцию.
— За эти годы видим, что на самом деле базовая ставка не помогает сдерживать инфляцию. Бывали моменты, когда ставка была высокой, но инфляция оставалась на высоком уровне. Поэтому влияние базовой ставки на инфляцию — ограничено. Во-первых, процентный канал не работает эффективно, поскольку значительная доля кредитования — это потребительские кредиты, которые слабо реагируют на изменение ставки. Например, банки выдают кредиты по 30-50%, и такие кредиты не эластичны к изменениям базовой ставки, — говорит экономист.
Он также подчеркнул, что в текущих условиях базовая ставка оказывает влияние главным образом на депозитную базу. Высокая ставка стимулирует граждан оставлять деньги на депозитах, что улучшает ликвидность банков второго уровня. Эти банки, в свою очередь, размещают свои средства в Национальном банке, получая высокие доходы. Таким образом, базовая ставка становится инструментом, который помогает финансовому сектору сохранять ликвидность и не участвовать в валютных операциях, тем самым, предотвращая раскачивание курса тенге.
— У нас базовая ставка стала инструментом не борьбы с инфляцией, а больше для поддержания курса, — считает Аскар Кысыков.
Эксперт отметил, что инфляция в Казахстане в прошлом году составила 8,6%, при этом основной вклад в рост цен внесли услуги, в первую очередь, тарифы. Тарифы на водообеспечение, электроэнергию и отопление увеличились на 20-30%, что и стало главным фактором инфляции.
— Базовая ставка никак не влияет на тарифы. В этом году у нас ожидается еще повышение тарифов, а также увеличение цен на ГСМ. Несмотря на любые значения базовой ставки, инфляция будет расти, — подчеркнул Аскар Кысыков.
Спикер предположил, что в марте Национальный банк может принять решение о повышении базовой ставки.