В четверг на пленарном заседании Сената парламента депутат верхней палаты Сергей Карплюк обратился к главе Национального банка Тимуру Сулейменову с вопросом, какой политики надо придерживаться Национальному банку в отношении курса доллара в этих нестабильных условиях?
Глава регулятора подчеркнул, что не видит других вариантов формирования рыночного курса доллара. По его словам, фиксированный курс ведет к более резкой девальвации тенге.
- Фиксированный курс, который у нас существовал до 2015 года, к сожалению, в условиях нашей экономической модели не может быть реализован. В силу известной зависимости от нефти и от колебаний накапливаются дисбалансы, которые потом реализуются через одномоментную скачковую девальвацию. Это мы видели в 2014-2015 годах, – сказал Т. Сулейменов.
Кроме этого, по словам главы Нацбанка, фиксированный курс также «опасен» долларизацией экономики, когда население и бизнес ориентируется на инвалюту.
— Хуже того, что не только люди, но и экономические агенты, крупные корпорации, банки начинают ориентироваться не на внутренние решения Национального банка или Правительства, а на монетарную политику доллара – Федерального резерва США. Это неразумное решение. Крайне опасно свою денежно-кредитную политику ставить кому-либо в зависимость, — объяснил он.
Т. Сулейменов констатировал, что плавающий курс ослабляется, однако он является «автоматическим стабилизатором».
- Текущий режим курсообразования отвечает нашей общей макроэкономической модели и в этом отношении мы намерены его придерживаться, – заключил он.
Мнение главы Нацбанка прокомментировал спикер Сената Маулен Ашимбаев. По его словам, привязка к иностранной валюте – тупиковый путь.
- В целом, конечно, это же осознанный наш выбор, свободный курс нашей валюты, так как жесткая привязка к какой-то иностранной валюте, в частности, доллара США, это, собственно говоря, тупиковый путь. В то же время нужно признать, что вопрос курса для Казахстана чувствительный. Это может быть в некоторых странах, которые не сильно зависят от импорта и по обработанной продукции, по оборудованию, и по продуктам питания, — сказал он.